Меню

Роль ответов родителей в познавательном и речевом развитии детей

Консультант рубрики: учитель-логопед высшей категории ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация», О.В. Пентегова

 

 

 

РОЛЬ ОТВЕТОВ РОДИТЕЛЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 

Сначала приведем несколько примеров. Идут мама с сынишкой лет пяти.

 

- Мам, а как вон та машина называется?

 

Молчание.

 

- Мам, а Данилка говорит, что у «другой» машины два мотора, а у нашей — один. Правда?

 

Мама погружена в свои мысли, и ей не хочется думать о моторах, даже если она и знает, сколько их должно быть. Мальчик чуть помолчал.

 

- Мам, а осенью купаться можно?

 

- Не говори глупостей. Ты сам прекрасно знаешь, — наконец-то отреагировала мама. Пауза.

 

-Мам, а бабушкин дом далеко от нашего дома?

 

-Далеко.

 

Сколько часов надо ехать? — малыш явно прикидывал свои возможности.

 

-Надо лететь на самолете, — в голосе мамы нотки раздражения.

 

-А почему на поезде нельзя?

 

Опять пауза. Собственные, возможно, нелегкие мысли маму занимают больше, чем расстояние от одного дома до другого: «Замолчишь ты, наконец? Иди спокойно и смотри под ноги». Но идти долго. Поэтому через минуту тоненький голосок опять:

 

- Мам, а откуда прилетает Дед Мороз? А почему?

 

Мама на диалог не настроена. Каждый из собеседников недоволен друг другом.

 

А вот другой пример: две женщины делятся друг с другом:

 

- Придет и сразу в своей комнате закроется. Начнешь спрашивать: «Как дела?» А он: «Нормально». Все ему «нормально» да «отстань». Такой нелюдимый стал...

 

- А мой, — вторит ей соседка, — возьмет телефон в свою комнату и «повиснет». О чем уж он с приятелями говорит два часа? А матери и трех слов сказать не хочет.

 

Как это неутешительно!

 

Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Речевое общение - важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного - к понятному. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению. Возрастает речевая активность.

 

Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких-то объектов, разъясняют механизм их функционирования. Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал. А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать — все окружающее — и далекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

 

Многие ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального и речевого развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5—6 годам.

 

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции, а именно: система образовательной работы дошкольников стала во многом использовать школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

 

Часто происходит искусственное сдерживание темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других. Одна из причин появления, условно говоря, «неуспевающих дошкольников» в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

 

Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям?

 

На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми старше себя и сверстниками. Накопление информационного и речевого багажа происходит в процессе познавательного речевого общения. Такое общение рассматривается как важнейший компонент скрытого (латентного) обучения.

 

Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего - диалог, в котором каждый может поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника.

 

Интерес друг к другу — вот основа полноценного общения взрослого и ребенка. Назидательный тон и нравоучения,в такой беседе совсем нежелательны. Подобные проявления лишают детей самостоятельности, приучают к ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.

 

О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка. А его интересы разнообразны. Об этом свидетельствуют детские вопросы. Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое рассказывает о самом ребенке, его потребностях, сомнениях, суждениях, страхах. Детские вопросы, как индикаторы, показывают динамику развития дошкольника.

 

Ранние детские вопросы — это попытка первого знакомства с предметами и явлениями: что это? Это тоже холодное? Что такое снег? Как лошадь сидит? Иногда в вопросах содержится констатация изменений, происходящих с известными объектами, и стремление дать им объяснение или утверждение в правильности своих предположений: Почему снег в руках тает? Почему чашка бьется? Почему вода в реке зимой превращается в лед? Почему ночью нет солнышка? Почему осенью листья опадают с деревьев? Мама, когда ты была маленькая, кто меня в садик водил?

 

У ребенка появляется желание понять увиденное. Поэтому он дает свое объяснение. Помимо познавательного, идет активное речевое развитие — развитие диалога. Понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями побуждает детей к собственным выводам. В высказываниях появляются рассуждения. Как же родителям реагировать?

 

Во-первых, родителям необходимо понимать, что детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

 

Во-вторых, диалог с ребенком будет развиваться, если каждый из участников испытывает интерес к суждениям другого.

 

В третьих, можно организовать ребенку наблюдения за явлением или каким-либо объектом его интереса: как изменяется луна, как замерзает вода в стакане, почему утром трудно лежать в постели с закрытыми глазами даже несколько минут, перед обедом как будто в животе что-то щекочет — так хочется есть. А после обеда таких ощущений нет. Или, например, так не хочется убирать игрушки: руки не слушаются, ноги не идут к шкафу.

 

В подобных ситуациях взрослый подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации. Это позволит детям делать выводы, узнавать новые слова и понятия. Очень важно не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность попытку самостоятельного высказывания.

 

Как же получить ответы на все вопросы ребенка? Детей не удовлетворяет такая перспектива: пойдешь в школу-узнаешь. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут и целесообразно приобщать ребенка к книге. Необходимо читать ребенку, и не только сказки, а различную литературу, например, красочные энциклопедии для детей. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, зарисовок) помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.

 

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны — качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего речевого и личностного развития.

 

Если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять—шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно.

 

Поэтому, дорогие родители! Не ленитесь отвечать своим детям на все их очень важные вопросы!

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru