Меню

Готовимся к школе: развитие звукового анализа и синтеза

На приеме у логопеда:

Консультант рубрики: учитель-логопед

ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация»

М.А. Кривенцева

 

 

Готовимся к школе: развитие звукового анализа и синтеза

 

Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал, и их школьный путь оказывается тернистым и сложным.

Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операции процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.

Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.

Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой.

Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.

Важно при обозначении звука буквой  просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.

Занимаясь с ребенком в домашних условиях родители должны включать в работу любимые игрушки детей и окружающие предметы. Занятия лучше проводить в игровой форме, в свободной обстановке. Продолжительность специальных занятий не должна превышать более 35 минут. Во время занятий необходимо делать перерыв и проводить игровые физкультминутки. Ребенок будет более заинтересован, если картинный материал, игрушки, фишки и буквы разрезной азбуки родители подберут или изготовят совместно с ним.

 

Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:

¾     Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.

¾     Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).

¾     По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).

¾     Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.

¾     Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.

¾     Игра «Поезд»

1-ый вариант: Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.

2-ой вариант: Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки, названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.

¾     Игра «Первый звук потерялся»

Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.

¾     Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)

ЛУ                 +                К             =                ЛУК

 

ИГ                 +               РА               =              ИГРА

 

¾     Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.

__ы р

м а __

__о б

 

Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:

¾      Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.

¾     К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» - звук (Н).

¾     Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

¾     Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» - слово «звезда», «Л» - «лимон».

 

Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звукобуквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.

 

Литература:

1. Т.А.Ткаченко – «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

2. О.И. Крупенчук – «Игры со звуками и буквами для дошкольников»

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru