Меню

Виды социально-психологической помощи и поддержки замещающей семье

На приеме у социального педагога

Консультант рубрики: социальный педагог первой категории

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогическая диагностика и консультирование»,

Е.П.Белевитина

 

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

Практически все замещающие семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.

На базах интернатных учреждений создаются службы по устройству детей на воспитание в семью, которая позволяет улучшить качество устройства детей в семьи, уменьшить количество возвратов ребят из замещающих семей, тем самым данные службы способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.

Основную цель, которую ставит перед собой служба это содействие реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства детей и предоставление последующего комплексного сопровождения семье и ребенку.

В рамках услуги оказывается три основных вида сопровождения замещающих семей:

1.Кризисное сопровождение предлагается семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, переживающим кризис. Осуществляется по запросу семьи либо по обращению специалистов органа опеки, социальных педагогов (психологов) образовательного учреждения.

2.Активное сопровождение предлагается семьям, переживающим нормативные возрастные кризисы, обратившимся по текущим проблемам, связанным с депривационными нарушениями ребенка, с проблемами в отношениях замещающей семьи с родственниками. Осуществляется в форме консультаций, тематических тренингов, информационных встреч.

3.Мониторинг замещающей семьи проводится для отслеживания: эффективности функционирования семьи, состояния здоровья ребенка.

Осуществляется специалистами, работающими с семьей и супервизором, с использованием специального инструментария, в ходе междисциплинарных консилиумов, путем изучения документации

Содержание деятельности по услуге включает:

образовательную поддержку семьи;

психолого-педагогическую поддержку семьи, в том числе кризисное консультирование;

социальную поддержку семьи.

Система работы службы по устройству детей на воспитание в семью реализуется через следующие направления:

информационно-поисковое направление

организация и проведение информационных кампаний через средства массовой информации по привлечению граждан к устройству детей на воспитание в семью;

подбор кандидатов в будущие родители, включающий различные методы диагностики личности и особенностей семейной системы воспитания, оценку их родительской компетенции.

просветительско-профилактическое направление повышение уровня социально-психолого-педагогической компетенции замещающих родителей через организацию занятий в «Школе приемных родителей» и др.;

профилактическая работа с биологической семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью восстановления ее социальных функций и возврата ребенка родителям.

практическое направление оказание квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки семье в решении конкретных проблем до и после принятия ребенка на воспитание.

научно-методическое направление разработка индивидуально-ориентированных программ социально-психологического сопровождения семьи после принятия ребенка;

проведение лекционных, семинарских, практических занятий по актуальным проблемам адаптации, воспитания и развития ребенка после принятия его в семью.

Каждое направление имеет свою специфику, конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

К сожалению, в последние годы неуклонно увеличивается число детей-сирот. Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители. В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Оказание квалифицированной помощи, особенно на первом этапе, когда происходит вхождение ребенка в семью, чрезвычайно важно для успешной адаптации не только ребенка, но и взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли воспитателя.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru