Меню

Социально – педагогическое сопровождение замещающей семьи

Консультант рубрики: Белевитина Е.П.,

социальный педагог ТОГБУ «Центр психолого-медико-

педагогической диагностики и консультирования»

 

Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов. Сопровождение приёмной семьи начинается с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье. Это один из самых ответственных моментов в работе с приёмной семьёй, позволяющий, оценить, как будущий процесс включения ребенка в семью будет оказывать влияние на характер функционирования семьи, изменять её. Ребенок, попадая в приёмную семью, взаимодействует не просто со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными семейными процессами.

Сопровождение потенциальных приемных родителей необходимо для  оптимизации ресурсов семьи, выявление стратегии, тактики реагирования семьи в кризисных условиях, поиск оптимальных стабилизаторов в семейной системе, обучение ее самостоятельно справляться со стрессами, вызванными поиском приемным ребенком оптимального места в семейной системе. Дополнительной целью является развитие гибкости семейной системы и готовность к изменениям.

Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи более целесообразно проводить с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.

Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентомв модели социальных действий с семьей. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностные характеристики каждого жителя - его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами — личными делами учащихся (членов семьи). Второй компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона, изучение положения личности в семье и семьи -системы.

Выделяют следующую поэтапную технологию социального – педагогического сопровождения замещающей семьи.

Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца). Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.

2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев). Ключевые события этого этапа: подготовка кандидатов в замещающие родители и подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в замещающую семью.

3 этап. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. Ключевое событие этого этапа заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи.

Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем. Определяются проблемные зоны приемной семьи:

Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.

Проблемы супружеских взаимоотношений. Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

– социальных (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. М. Швецова Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи М.: изд-во Прометей, 2011
  2. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод.пособие /сост.: В.В.Мартынова, Н.С.Поспелова, В.А.Маглыш и др. – Мн., 2004.
  3. Ослон В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. М., 2009.

 

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru