Меню

Речевая готовность ребенка к школе

Консультант рубрики: Маликова Е.А. учитель-логопед

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

  

 

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Перед ним открывается мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Школьное обучение предъявляет новые требования к речи ребенка, его вниманию, памяти.

Речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.

При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Родителям необходимо учитывать критерии развития речи, осознавать важность речевого окружения ребенка, и при необходимости обратиться к специалисту. Ведь время, благоприятное для развития речи – это дошкольный возраст, после семи лет устранить какие - либо недостатки бывает очень сложно.

Речь включает в себя несколько компонентов:

- звукопроизношение;

- слоговая структура слова;

- фонематические процессы;

- лексический строй;

- грамматический строй;

- связная речь.

Таким образом, к началу поступления ребенка в школу все компоненты речевой системы должны быть достаточно сформированы.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программного материала общеобразовательной школы. В начальных классах это препятствует овладению письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

1.Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

2. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

3. Не ругать ребенка за неправильную речь;

4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

5. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

6. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и подростками.

И, наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

 

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru