Меню
Организация работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ
- Категория: В помощь учителям-логопедам
(методические рекомендации)
На занятия в логопункт зачисляются 25-30 детей в условиях городской местности, 20-25 детей в условиях сельской местности различных возрастных групп. Это отмечается в «Листе учета детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия».
В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы и дети старшей группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков, или нарушения, резко несоответствующие возрастной норме, а так же дети средней группы, имеющие недостатки произношения свистящих звуков, звуков [л'] и [и].
Дети старшей группы, имеющие изолированное нарушение произношения звука [р], и средней группы с нарушением произношения шипящих и звука [л], зачисляются на занятия по мере освобождения мест.
Всего в течение учебного года на занятия в логопункте зачисляются 45—50 детей.
Не подлежат зачислению в логопункт дети с диагнозом «общее недоразвитие речи». Однако при их наличии количество детей, с которыми одновременно занимается логопед, может сократиться.
Родителям этих детей оказывается консультативная помощь по оформлению документов для ПМПК.
Отчисление с занятий в логопункте возможно по следующим причинам:
• выбытие ребенка из ДОУ;
• систематическое игнорирование родителями требований логопеда, немотивированные пропуски занятий;
• коррекция речевого дефекта. По окончании курса занятий по коррекции дефекта и с переходом на этап автоматизации звука в свободной речи ребенок зачисляется в группу динамического наблюдения.
В течение учебного года для фиксирования коррекционного процесса учителем – логопедом в логопункте рекомендуется оформлять следующие виды документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
2. Журнал обследования речи детей.
3. Лист учета детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия
4. Лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные
5. логопедические занятия.
6. Лист учета детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.
7. Лист отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.
8. Лист динамического наблюдения.
9. Речевые карты на каждого ребенка.
10. Общий план методической работы на учебный год
11. Перспективный план индивидуальной логопедической работы на учебный год.
12. Ежедневные планы работы на каждого ребенка (подгруппу детей).
13. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
14. График работы. Расписание занятий.
15. Циклограмма деятельности учителя-логопеда.
16. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
17. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий
п/п |
Дата
Ф. И. |
Месяц ________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журнал обследования речи детей
Образец заполнения
№ П/П |
Фамилия, имя |
Группа |
Домашний адрес |
Дата обсле- |
Логопеди- |
Приняты |
Примечания |
1 |
Ильченко Катя |
10 «Солнышко»,
|
ул. Бабушкина, |
03.09.03 |
ФФН. дизартрия |
Принята в группу |
Зачислена 15.09.03 Выпущена 14.05.04 |
После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ребенок выпущен. Журнал обследования речи детей ведется несколько лет.
Лист учета детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия _____/_____ уч. г.
№ п/п |
Группа |
Дата |
Ф. И. О. (ребенка) |
Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции |
|
|
|
|
|
Лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные
логопедические занятия __/__уч. г.
№ п/п |
Группа |
Дата постановки на очередь |
Ф. И. О ребенка |
Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции |
Дата зачисления на занятия |
|
|
|
|
|
|
Лист учета детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения
№ п/п |
Ф. И. О. (ребенка) |
Дата рождения |
Дата направления на ПМПК |
Причина направления на ПМПК |
Дата выбытия из ДОУ |
Куда вы-был |
|
|
|
|
|
|
|
Лист отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий __/__уч. г.
№ п/п |
Группа |
Дата |
Ф. И. О. (ребёнка) |
Причина |
Состояние звукопроизношения |
|
|
|
|
|
|
Лист динамического наблюдения
№ п/п |
Группа |
Дата постановки на учет |
Ф. И. О. (ребенка) |
Причина постановки на учет |
|
|
|
|
|
Речевая карта
Построение целенаправленной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи невозможно без комплексной диагностики их речевого недоразвития. Данные, полученные при логопедическом обследовании, специалист может представить в виде речевой карты на каждого ребенка.
Перспективное планирование индивидуальной логопедической работы
В конце карты предлагается перспективное планирование индивидуальной логопедической работы, в котором отражены этапы работы по коррекции речевой функции. Данный план поможет в анализе результатов обследования и в построении индивидуальной стратегии коррекционной работы. Оформление перспективного планирования предполагает выбор и подчеркивание того раздела работы, который необходим для коррекции речи обследуемого ребенка.
Перспективное планирование индивидуальной логопедической работы
с___________________________ на 20____ – 20____ уч. года
1. Обогащение словарного запаса.
а) Формирование обобщающих понятий по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Лес», «Звери наших лесов», «Части тела (человека)», «Семья», «Домашние птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Животные жарких стран», «Игрушки», «Встреча Нового года», «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «Весна», «Перелетные птицы», «Рыбы», «Продукты», «Наш город», «Цветы», «Насекомые», «Лето».
б) Подбор слов – антонимов к прилагательным, глаголам и существительным.
в) Подбор слов – синонимов к прилагательным, глаголам и существительным.
г) Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
-ик-; -чик-; -к-; -очк-; -ечк-; -оньк-; -еньк-; -ушк-; -ышк-; -иц-; -ец-; -ц-.
д) Образование имен существительных с суффиксом –ниц- в значении вместилища: суп – супница, салат – салатница.
е) Образование названий детенышей.
ж) Образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия с суффиксами -щик-, -чик-, -ниц-, -иц-.
з) Образование относительных имен прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, -н-, -янн-, -ск-, -енн-.
и) Образование притяжательных имен прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-;
с суффиксом -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова;
с суффиксом -j- и с чередованием в корне.
к) Образование глаголов приставочным способом.
2. Развитие грамматического строя речи.
а) Преодоление конструктивного аграмматизма
б) Формирование и закрепление навыка практического построения простого предложения по модели:
S – P – Мальчик рисует. S – P – L Дети играют в саду.
S – P – O Мальчик рисует дом. S – P – O – L Девочка рвет цветы в саду.
S – P – O – O Мальчик рисует дом карандашом. S – P – O – A Бабушка вяжет красивый шарф.
в) Распространение предложений путем введения однородных определений
г) Формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненного предложения с союзами а. и. но.
д) Формирование и закрепление навыка практического построения сложноподчиненного предложения с союзами потому что; чтобы; так как; если, то.
е) Употребление существительных в различных падежах:
в винительном с окончанием – нулевым, -у, -ю; -а; -я; в творительном с окончанием – -ом, ем; -ой, -ей, -ью.
в родительном с окончанием – -а, -я; -у; -ю; в предложном падеже.
в дательном с окончанием – -у, ю; -е; .
ж) Образование существительных множественного числа в именительном падеже с окончаниями -ы; -а; -jа.
з) Образование множественного числа имен существительных в родительном падеже с окончаниями: -ов; -ев; нулевым; -ей.
и) Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе.
к) Употребление числа и рода при согласовании существительного с глаголом прошедшего времени
л) Согласование количественных числительных «один-одна», «два-две» с именами существительными.
м) Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои» в роде, и
числе.
н) Употребление числа и лица при согласовании существительного и местоимения с глаголом настоящего
времени: Мальчик поет – Мальчики поют.
о) Понимание и употребление предлогов:
простых – на, с(со), в, из, к, от, под, над, за, у, около, между; сложных – из – под, из – за.
3. Развитие связной речи.
а) Пересказ.
б) Составление повествовательных рассказов по серии картинок и по сюжетной картинке.
в) Составление описательных рассказов по предметным картинкам.
г) Составление рассказов по представлению (из личного опыта).
4. Развитие зрительного восприятия.
а) Узнавание контурных изображений предметов;
б) Силуэтов предметов;
в) Силуэтов предметов в зашумлении
г) Контурных изображений предметов, наложенных друг на друга
д) Собирание разрезных картинок из 3, 4, 5, 6, …….9… предметов
5. Развитие темпо – ритмической стороны речи.
6. Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
7. Постановка и автоматизация звуков: [с], [з], [с?], [з?], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р], [р?], [л], [л?], [j].
8. Дифференциация звуков: [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш], [з] – [ж], [ч] – [ц], [с?] – [щ], [р] – [р?],
[р] – [л], [л] – [л?], [л?] – [j]
тв. – мягк.,________________________________звонк. – глух. ___________________________
9. Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза.
10. Развитие слогового анализа и синтеза.
11. Работа над техникой чтения.
12. Развитие мелкой моторики.
13. Развитие слуховой и зрительной памяти на линейный ряд из 5 -7 слов (предметов).
14. Развитие зрительного восприятия:
15. Развитие мышления: формирование обобщений, исключение «4 – го лишнего», установление последовательности событий
в серии сюжетных картинок.
16. Развитие пространственных представлений.
17. Развитие временных представлений.
Обследование рекомендуется проводить в присутствии родителей (законных представителей) ребенка для:
• рекомендаций по результатам обследования;
• решения вопроса о зачислении на занятия.
В случае отказа от рекомендуемых ребенку занятий со стороны родителей (законных представителей) можно предложить написать заявление следующего содержания:
«Прошу не зачислять моего ребенка___________(фамилия, имя) на логопедические занятия (с указанием причины). 00.00.00. Подпись».
Данное заявление может оказаться полезным при решении спорных вопросов или предъявлении возможных претензий к учителю-логопеду со стороны администрации образовательного учреждения, а также родителей в последующем.
В тетради-дневнике для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания для отработки речевого материала с воспитателем и родителями.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда составляется по требованию администрации образовательного учреждения. В циклограмме фиксируется почасовое распределение учебной и организационно-методической нагрузки (образец циклограммы табл. 5):
Утверждаю:
Заведующий д/с
_______ (подпись) ______ (расшифровка подписи)
00. 00.00
Циклограмма
деятельности учителя-логопеда
/Ф. И. О./ на 20_____-20_____ уч. год
Таблица 5
День недели |
Время работы |
Подгрупповые занятия |
Индивидуальные занятия |
Работа с пед. коллективом |
Работа с документацией; оформление логопедическо-го кабинета; работа в ПМП(к)-консилиуме |
Работа с родителями (лицами, их замещающими) |
Пн. |
|
|
|
|
|
|
Вт. |
|
|
|
|
||
Ср. |
|
|
|
|
|
|
Чт. |
|
|
|
|
|
|
Пт. |
|
|
|
|
|
|
Версия для слабовидящих