Меню

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР

Консультант рубрики: Алаторцева.Ю.А. педагог-психолог ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

 

Для родителей и педагогов

 

Особенности развития мышления

 у детей дошкольного возраста с ЗПР

 

Главным признаком задержки психического развития у детей является нарушение мышления, в том числе словесно-логического.

В процессе мышления человек делает практические и теоретические выводы. Если мышление нарушено поставленные задачи решаются с большим трудом, результативность деятельности снижается.

На уровне сформированности мыслительных операций детей с ЗПР может сказаться:

¾     уровень развития внимания (его обьем, устойчивость, концентрация, скорость переключения и т.д.);

¾     опыт взаимодействия с окружающим миром;

¾     уровень развития речи;

¾     уровень сформированности регуляторных механизмов

¾     уровень нервно-психической устойчивости.

По мере взросления здоровому ребенку приходится справляться с все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У детей с ЗПР это будет вызывать трудности, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР

Чаще всего у детей с диагнозом ЗПР, отстает от возрастной нормы развитие речи. Если страдает внутренняя речь, вслед за ней нарушается развитие логического мышления.

К особенностям мышления детей с задержкой психического развития следует отнести следующее:

  1. Поисковая и познавательная мотивация развита недостаточно. Детям неинтересно решать новые незнакомые задачи, у них преобладает мотивация избегания неудач. С целью уклонится от разочарования, такой ребенок будет стараться, вернутся к игре или другим уже знакомым видам деятельности. Дети с ЗПР часто выполняют только знакомую, простую часть поставленной задачи, не доводя дело до конца и не пытаясь решить более сложную часть задания. Результат их мало интересует. Таких детей сложно, чем либо, увлечь, новая информация им не интересна. Как следствие всего перечисленного страдает развитие мышления, новые способы обхождения с предметами, а затем с информацией просто не усваиваются.
  2. Особенностью мышления детей ЗПР является отсутствие внутреннего плана при решении задач. Часто такие дети игнорируют инструкции, от чего страдает результативность деятельности. Задачи решают поспешно, наугад, без учета условий, ориентируясь в первую очередь на собственную интуицию, ему будет сложно объяснить ход своих мыслей.
  3. Их мышление шаблонно. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу, сложно выделять его основные (главные) части и устанавливать взаимосвязи между ними и собственными действиями
  4. Диагноз «задержка психического развития» подразумевает нарушение операций логического мышления, таких как:

¾   сравнение;

¾   анализ;

¾   синтез;

¾   абстрагирование;

¾   обобщение.

Во время анализа, классификации и обобщения такие дети обращают свое внимание на несущественные, ситуативные и конкретные признаки, главных признаков не выделяют. Им сложно сравнивать предметы и находить в них различия. Дети с задержкой психического развития испытывают затруднения при построении логических цепочек (порой даже самых простых). Их мышление не критично, своих ошибок они не замечают.

Таким детям во время решения поставленных задач необходима помощь в выборе правильного направления мысли, построении плана деятельности и выполнении функции контроля.

 

Рекомендации для успешного развития мышления ребенка

 

Для развития мышления очень важно формирования хорошей познавательной мотивации, адекватной самооценки, уверенности в своих силах и желания достижений (вместо избегания неудач) ребенку необходима поддержка и понимание. В этом может помочь соблюдение следующих рекомендаций:

¾             не оберегать ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно (пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного);

¾             чаще обращайтесь к ребенку по имени;

¾             не сравнивайте ребенка с окружающими;

¾             будьте последовательны в общении с ребенком;

¾             не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

¾             способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;

¾             старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

¾             используйте наказание лишь в крайних случаях (не задевая при этом чувство собственного достоинства ребенка в глазах окружающих и его собственных);

¾             помогите ребенку найти дело, в котором он может реализоваться, что-то, что буде у него получаться и радовать его;

¾             позвольте ребенку совершать ошибки, помогите ему сделать выводы (не задевая при этом его достоинство), скажите ему какой он молодец, что пробует.

Необходимо помочь ребенку научится умению следовать инструкции, выстраивать внутренний план деятельности, действовать по образцу, сравнивать, находить отличия, обобщать, анализировать и быть критичным.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, именно в этой деятельности он развивается, поэтому в развитии мышления вам помогут игры.

¾             Настольные игры (шашки, и т. п.).

¾             «Кто, что любит?». Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

¾             «Назови одним словом». Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

¾             «Классификация». Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

¾             «Чередование». Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

¾             «Слова наоборот». Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

¾             «Найди лишнюю картинку». Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

¾             «Бывает - не бывает». Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названая ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

¾             «Сравнение предметов (понятий)». Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

¾             «Угадай по описанию». Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

¾             «Разложи по порядку». Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

¾             «Отгадывание небылиц». Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример 1: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Пример 2: Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пример 3: Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

¾             «Нелепицы». Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

¾             «Поиск причины». Нужно указать события, а затем их причины и т. д. Пока не будет исчерпан полный перечень аргументов какого-то явления или поступка известной личности.

 

ВАЖНО!

Ребенку должно быть весело!

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru