Меню

Речевая карта обследования ребенка с ФФН

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________

II. Анамнез.

Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность
(нормально, токсикоз, хронические  заболевания, инфекционные  заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________

Роды  (в срок, нормальные, досрочные,  быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
________________________________________________________________________________

Прочее_________________________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).
Гуление _____(N в 2-3  мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые  слова _____(N к1 году),
первые  фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные  заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов ).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________
 

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

1.        Состояние общей моторики.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2.        Состояние мелкой моторики.
_____________________________________________________________________________

3.        Ведущая рука ___________________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Вывод: ______________________________________________________________________________

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

Губы ________________________________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

Зубы ________________________________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Прикус _________________________________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо____________________________________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык _______________________________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________
(норма, повышен, понижен …)

Саливация________________________________________________________________________
(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип  физиологического и речевого дыхания _________________________________________________
( верхнеключичное, грудное,  диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________
(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

Вывод: _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


VII. Состояние звукопроизношения

 

Звуки

Воспроизведение звука

изолированно

в речи

 

Свистящие

 

 

 

 

 

Шипящие

 

 

 

 

Звуки [л], [л ?]

 

 

 

Звуки [р], [р ?]

 

 

 

 

Прочие звуки

 

 

 

Дифференциация звуков

 

 

 

 

 

Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

фонематические (замены, смешения);   фонетические (искажения)

VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.

С 5 лет

Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________________              вы – ви – вы  __________________
ко – го – го ____________________             ма – мя – мя __________________
бу – бу – пу ____________________            нё – но – нё  ____________________

Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка - удочка ____________________            бочка – почка ________________________
коза – коса ______________________                мышка – мишка _____________________
рак – лак ________________________               корка – горка ________________________

Определение звука в ряду других звуков __________________________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )

Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!_____________________________________________
Вымыли мышки миски для мишки.___________________________________________________
Заржавел железный замок._________________________________________________________
Лара у Вали играет на рояле._______________________________________________________

С 6 лет

Назови первый и последний звук в словах:

Кот ________ , дом ____________ , утка _______________.

Вывод: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________


IX. Слоговая структура слова.

Произношение слов  со  сложной  слоговой  структурой:

сковорода ______________                                       милиционер _______________
аквариум _______________                                      велосипед   ________________

Повторить предложения:

Милиционер стоит на перекрестке _______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _______________________________________
Ребята слепили снеговика______________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

X. Состояние лексической стороны речи.

Название предмета и его частей:

Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________
Машина  (кабина, кузов, колеса …) _______________________________________________

Употребление обобщающих слов:

С 5 лет

овощи _________     мебель _________________   домашние животные _______________
фрукты _______     посуда _________________   дикие животные         _______________
одежда _______     обувь __________________

С 6 лет

транспорт ______     профессии ____________   бытовые приборы  _______________
ягоды________           насекомые  _______           Продукты питания ______________

Называние детенышей животных и птиц:

кошка ______________             овца _________________            белка__________________
корова ____________               свинья  _________________         гусь __________________
собака  ____________              медведь  ______________            утка     __________________
коза ______________               лиса __________________          курица___________________
лошадь ___________               заяц  _________________

Кто где живет?

Медведь _____________           лиса ______________   белка __________________
птица ______________            собака __________________

Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)

Солнце (какое?)________________________________________________________________
Апельсин (какой?)______________________________________________________________
Лиса (какая?)_________________________________________________________________
Облака (какие?)________________________________________________________________

Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

(с 5 лет)                                          (с 6 лет)                                      (с 6 лет)

веселый ___________               друг ________________          говорить _______________
широкий __________               шум ________________          ссориться ______________
большой __________               больной ____________           радоваться _____________
злой _____________               свет _______________          спать __________________
сладкий __________              сухой ______________          хвалить ________________

Вывод: __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
 

XI. Состояние грамматического строя речи.

Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.

карандаш____________                   огурец ____________                  утёнок____________
глаз _______________                     дом ____________                       перо______________
стакан____________                       рукав  _____________                стул _____________
стол ______________                      окно_______________                рот______________

Родительный падеж мн. числа им. сущ-го

Чего (кого) много в лесу? ___________________________________________________________
Чего много в детском саду? ________________________________________________________

Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

нос ____________                   ведро  _______________                   диван ________________
глаз ____________                  птица _____________                      вишня ________________
рука____________                  стул ______________                       утка _________________
голова__________                   диван ______________                      сумка_______________

Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.

1 мяч                               1 елка                                 1 яблоко
2 _________                  2 _____________              2 ________________
5 _________                 5 _____________               5 ________________

Употребление предлогов.

простые ___________________________________________________________________
сложные ___________________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных.

С 5 лет.

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________

С 6 лет

Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________
___________________________________________________________________________

Образование относительных прилагательных.

Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________
Салат из моркови, капусты _______________________________________________
Компот из клубники, яблок________________________________________________
Дом из соломы, камня ___________________________________________________
Стол из дерева, стекла__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок.

Ехал ______________________________________________________________________
Летел ______________________________________________________________________
Лил ________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

XVI.     Состояние связной речи.
(обязательно записывать образцы детских рассказов)

Составление рассказа по картине

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картин

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Пересказ

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна)
 
Логопедическое заключение:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Дата ________________                                        Логопед _______________________

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru