Меню
Подготовка руки левши к письму
- Категория: Для педагогов
Консультант рубрики Мякота Т.А.
учитель-логопед ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Подготовка руки левши к письму
При обучении и развитии леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.
Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.
При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве в следующей последовательности.
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку («Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя»). Если ребенок затрудняется выполнить задание, то уточняют, что справа - ближе к правой руке, а слева - ближе к левой.
Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или изображениями. Сначала уточняют расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой кубик и положить его возле правой руки, взять левой рукой книгу и положить у левой руки. Потом ребенок отвечает на вопрос: «Где находится кубик, справа или слева от книги?» В дальнейшем ребенок выполняет следующие задания по инструкции взрослого: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге. Затем берутся три предмета, и ребенок выполняет следующее задание: «Положи кубик перед собой, слева от него положи карандаш, а справа - ручку» и так далее.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ - раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовки руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.
Подготовка руки к письму
Русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звуко-буквенным анализом, очень характерен для леворуких детей.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.
Траектории движения руки при написании букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму.
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п/т, л/м, н/к, х/ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо.
Предупреждение графических ошибок
При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.
Как эти трудности сказываются при изучении букв? Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать комплекс упражнений:
- Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур;
- нарисуй квадрат;
- поставь точку посередине сверху над квадратом;
- поставь точку посередине снизу под квадратом;
- поставь точку справа посередине;
- поставь точку слева посередине.
Если все выполнено правильно, усложняем задание:
- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
- соедини точки справа и слева прямой линией.
Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. А теперь попробуем посчитать:
- сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);
- сколько получилось квадратов.
Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.
Вот еще аналогичное задание:
- нарисуй прямоугольник;
- поставь точки: в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в середине верхней стороны, в середине нижней стороны;
- соедини эти точки прямыми линиями;
- посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников;
- заштрихуй их разным цветом.
Все получилось? Очень хорошо. А теперь:
- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
- посчитай, сколько теперь у нас прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.
При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.
Требования к письму
Требования для леворукнх школьников значительно отличается от требований, которые предъявляются к детям, пишущим правой рукой, и сводятся к следующему.
1. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.
2. Положение рук, кисти и приемы держания ручки.
Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за кран стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5--2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой - влево, а движение кисти и пальцев - вправо).
3. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, пугает направление. И это не случайно.
У леворуких, в отличие от праворуких, ведущим является правое полушарие, а левое -- подчиненным. В правом полушарии заложены аппараты, связанные с левой рукой и обеспечивающие нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Левая рука при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для леворуких детей в начальный период обучения письму необходимы упражнения, которые непосредственно будут готовить руку к работе и ориентации в строке.
У шестилетнего леворукого ребенка слабо развиты рука, пальцы кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат; ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков;. Завязывание узелков и т.п.
Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки;
выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони [5];
выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний -- к указательному;
руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз;
сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.
Какие же требования следует предъявлять к письму леворукого ребенка? Вот некоторые из них:
- правильное написание форм букв и их соединений;
- одинаковое расстояние между буквами и словами;
- сохранение линейности и ритмичности;
- прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.
Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывают, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении.
К другому роду ошибок относятся ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв:
Ч, ч: X, х; Ф, ф. Для более прочного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное изображение этих букв - например, букву х можно увидеть в шагающем человеке, ч-- в носике чайника, ф-- в очках и т.д.
Предложенная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, по подготовке руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких шестилетних детей.
У некоторых детей в раннем возрасте проявляется период «псевдоамбидекстрии» (ложной обоерукости). В игре, самообслуживании
Нужно обратить внимание на последовательность обучения:
- сначала учитель (родители) объясняет, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на доске. В этом случае учитель должен повернуться к ребенку спиной, а руку вынести вправо, чтобы написанное было видно из-за головы. Следует помнить, что способ написания на доске существенно отличается от способа написания ручкой в тетради. Поэтому эффективнее показывать движения при письме фломастером, дающим четкий и достаточно различимый штрих на разлинованном листе ватмана;
- на следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять действие, сначала попросите его? поруководить¦ вашими движениями: Начинай здесь, веди сюда, поворачивай, заканчивай. По данным психологов, ребенок, не отягощенный собственными действиями, неумением, неловкостью, лучше фиксирует свое внимание на составляющих движения (здесь важно все: как держится ручка, как лежит рука, как она передвигается по строке, удерживается ли правильная поза и только потом? как выполняется буква);
- самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно;
- на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент? анализ сделанного. Конечно, необходим и анализ того, как выполнялось действие. (Это достаточно просто осуществить, если есть видеомагнитофон). Если ребенок может объективно оценить что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.
Параллельно идет формирование и орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но тем не менее ясно, что «выпадение» любого из них затрудняет формирование навыка. Вот почему любая дисфункция любой зоны коры головного мозга, и особенно левого речевого полушария, может стать причиной комплексных трудностей, когда наряду с чисто техническими (моторными) трудностями будет затруднен и звуко-буквенный анализ. На начальном этапе обучения эти затруднения еще невелики, но уже к концу первого полугодия у детей с подобными затруднениями отмечаются пропуски и замены букв, перестановки, недописывания и другие нарушения письма. Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить, если плохо произносил или дифференцировал звуки, если его речь бедна и невыразительна все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звуко-буквенному анализу. Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого для вас обязательны. Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.
Версия для слабовидящих