Меню
Психологическая поддержка родителей и слабослышащих детей, общение в семье и с окружающими
- Категория: Для педагогов
Консультант рубрики Кудимова А.П.,
заместитель директора ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Психологическая поддержка родителей и слабослышащих детей, общение в семье и с окружающими
Большинство глухих детей (около 90%) появляется в семьях слышащих родителей, которые изначально сталкиваются с острой проблемой взаимодействия с собственными детьми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не может полноценно воспринимать речь родителей и овладевать родным языком так же как слышащий, поэтому межличностное общение затруднено и влияет на многие аспекты семейных отношений.
Чувства родителей, при рождении в семье ребенка с нарушением слуха, в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов): 1 стадия — шок, 2 стадия — понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия — конструктивные действия.
Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
- полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
- сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
- нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
Семья обеспечивает ребенку с нарушенным слухом (как и каждому человеку) полноту ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой, вниманием. Родители ребенка могут быть слышащими и людьми со слуховым дефектом.
От полноты взаимоотношений детей, имеющих нарушения слуха, с родителями и другими членами семьи зависит то, насколько адекватными будут их отношения с социальной средой.
Изучение особенностей внутрисемейных отношений (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998) выявляет сложный и многомерный характер их влияния на развитие личности неслышащих школьников. Так, в семьях, где родители тоже глухие, складываются более близкие межличностные отношения, чем в семьях со слышащими родителями. В первом случае родители принимают активное участие в судьбах своих детей, ибо у глухих (или слабослышащих) родителей отсутствует проблема общения с детьми: и те, и другие пользуются специфическими способами общения.
Глухие школьники, имеющие слышащих родителей, выражают свою симпатию к матери в меньшей степени, чем дети глухих родителей. Они чаще проявляют положительное отношение к сестрам и братьям, чем к отцу и матери, что связано с более тесными социальными контактами детей с братьями и сестрами на предметно-практическом уровне и что затруднено в общении со слышащими родителями. У глухих детей положительные отношения к матери выражаются в большей степени, чем к отцу.
Для родителей, принадлежащих к социуму слышащих людей, характерно взаимное непонимание между ними и детьми. Трудности общения глухих детей и их слышащих родителей, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии, сохраняются долгие годы. Сами родители признаются, что недостаточно хорошо понимают устную речь своих детей. В роли переводчиков, устанавливающих контакты между ними, выступают сурдопедагоги и воспитатели. Возникающий при этом дефицит удовлетворенных потребностей в общении часто ведет к преобладанию у учащихся отрицательных эмоций, повышенной раздражительности и инертности. В дальнейшем такая неудовлетворенность может послужить причиной своеобразия эмоциональных отношений с окружающими и привести к возникновению социальной изоляции, тяжелому переживанию дискриминации. Подобные внутрисемейные ситуации особым образом влияют на развитие личностных качеств у школьников с нарушенным слухом.
Рекомендации родителям по воспитанию слабослышащего ребенка.
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы.
Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка. Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости. Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое. Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо- зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Дома необходимы резиновые игрушки - пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина. Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и специальной школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих заключаются в следующем:
разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
информации об особенностях и перспективах развития ребенка;
знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Нарушение слуха — всегда серьезная проблема, как для ребенка, так и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка — одиночество и изоляция. За полноценную жизнь неслышащего малыша можно и нужно бороться. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
Версия для слабовидящих