Меню

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Консультант рубрики Маликова Е.А.,

учитель-логопед ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

 

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

 

Речь ребенка формируется под воздействием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза.

(Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни). Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Развитие речи ребенка проходит несколько этапов: 1 этап - подготовительный;

2- преддошкольный; 3 этап - дошкольный и 4-школьный. Каждый этап отличен друг от друга, но объединяет их роль и значение речевой среды, которая окружает ребенка с самого рождения и до окончания школы.

 

 

Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша. Малыш не должен находиться в ситуации речевого вакуума. Чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Важен как процесс на вербальном уровне, так и на невербальном. Развитие речи идет постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребенка к общению. Речь не развивается сама по себе и невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. С раннего детства необходимо общаться со своим ребенком, поощрять его эмоциональные проявления, лепет - улыбками и теплыми словами. Важно проговаривание ежедневных действий, названий предметов. Необходимо четко проговаривать слова, чтобы ребенок мог уловить их звуко - слоговую структуру, а в последствии и воспроизвести. Важно, чтобы ребенок не только слышал, но и видел у окружающих правильные четкие артикуляционные движения губ и пытался подражать. Многократное повторение какого- то движения ведет к закреплению двигательного навыка. А в дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Помимо всего прочего, родителям во все периоды развития ребенка необходимо побуждать его к общению, к построению собственного речевого высказывания. В младшем возрасте это может быть атмосфера игры, где надо объяснять игрушкам, как надо себя вести за столом, в транспорте и т.д. Родитель может предоставить ребенку образец общения с домашним питомцем. В более старшем возрасте побуждением к речевому высказыванию могут быть беседа с ребенком, как на бытовые темы, так и на обсуждения совместно просмотренных фильмов, прочитанных книг, увиденных картин и т.д.

Советы родителям:

  1. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь в своем окружении.
  2. В разговоре с ребенком не используйте слова - заменители типа «бибика» (машина), «киса» (кошка), «ляля» (кукла) и др. Говорить сразу общепринятые слова.
  3. Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов.
  4. Как можно чаще разговаривайте с ребенком. Не перебивайте, говорите и отвечайте четко, неторопливо, понятно для ребенка.
  5. Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы.
  6. Оберегайте слух ребенка от сильных слуховых воздействий.
  7. Приучайте дышать через нос.
  8. Не ругайте ребенка за плохую речь, не заставляйте повторять трудные для него слова. Все это может привести к речевому негативизму.
  9. Больше читайте с ребенком книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.

Как известно, залогом красивой и правильной речи является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

На развитее речи большое влияние оказывает хорошо развитая мелкая моторика. Это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное, так и речевое, т.к. мелкая моторика тесно связана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь.

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школе успешно овладеть программным материалом.

Занимаясь с ребенком, вы должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения, потому как не все будет получаться правильно с первого раза. Хвалите ребенка за каждый достигнутый результат. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

 

 

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru