Меню

Психологические особенности детей с аутизмом. Особенности общения.

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог ТОГБУ «Центра психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования», А.К. Ковалева

 

Психологические особенности детей с аутизмом. Особенности общения.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные  отклонения  в  психофизическом  и  социально личностном  развитии  и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства эмоционально-волевой сферы

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют основную массу детей, имеющие наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать? Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 000 детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского  населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем  у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4 1 до 4,8:1. Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, среди многообразия проявлений психической дефицитарности аутичных детей в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования их аффективной сферы, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.

Аутизм  характеризуется  триадой  признаков нарушением  социального

взаимодействия, коммуникации и способности к воображению, крайним

ограничением спектра деятельности и интересов. Социальное взаимодействие (не носит глобального характера):

1.недостаточное осознание существования других людей и их

чувств (обращаются с человеком как с предметом или инструментом);

2.отсутствие или искаженный поиск утешения у человека в момент страдания;

3.отсутствие или нарушение подражания;

4.отсутствие или нарушение игры с партнерами;

5.выраженное нарушение устанавливать дружеские связи.

У детей раннего возраста можно уже отметить следующие нарушения социального взаимодействия:

1.Аутичные дети не могут регулировать внимание другого человека и

отслеживать направление его внимания они не могут показывать на вещи, которые привлекли их внимание, чтобы разделить свою заинтересованность с другим человеком (не формируется указательный жест);

2.Могут быть определенные трудности с подражанием;

3.Затруднено опознавание эмоционального состояния (в норме дети

начинают различать чужие эмоции уже в 24 месяца, к 12 месяцам ребенок уже ориентируется на социальное окружение). Снижение способности к опознанию эмоций отмечаются у аутичных детей даже в пятилетнем возрасте и старше.

Качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения:

1.отсутствие таких средств коммуникации как лепет, жестикуляция, мимика, речевое общение.

2.нарушение невербальных аспектов коммуникации, таких как, зрительный  контакт, мимическая экспрессия,  поза, жесты, служащие для установления социального взаимодействия.

3.отсутствие воображения, невозможность взять на себя роль; полное отсутствие  «символической» игры. Она заменяется стереотипными

действиями, которые могут становиться навязчивыми.

4.выраженные речевые нарушения, затрагивающие громкость речи,

высоту, частоту, ударения, ритм и интонацию;

5.выраженные нарушения формы и содержания речи, стереотипии и

повторы, реверсия местоимений;

6.невозможность поддерживать разговор с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи.

Характерно только для аутизма:

  • задержка или остановка речевого развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов;
  • отсутствие реакции на речь других людей (  не  реагирует  на собственное имя);
  • стереотипное использование речи;
  • замена местоимений;
  • неспособность начать и поддерживать диалог;
  • нарушения невербальной коммуникации.

С наибольшим трудом дается аутичным детям применение речи. Ребенок может совершенно буквально понимать сказанное.Существенно ограниченный спектр деятельности и интересов/

 

Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком


Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.

 Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Важно постараться определить, что именно вызывает у ребенка истерики, нервные срывы или приступы агрессии.

Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.

С ребенком, имеющим синдром аутизма, надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Лучше обращаться напрямую и простыми словами, без метафор: «Пожалуйста, положи свою книгу на стол. Пора идти обедать».

Придерживайтесь определенного режима дня.

Соблюдайте ежедневные ритуалы.

Четко организовывайте пространство. Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.

Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru