Меню

Развитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья

Консультант рубрики: учитель-дефектолог

ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация»

И. В. Попова

 

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Семья является главным источником развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры.

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность движений.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. У них часто не выделяется ведущая рука. Очень важно развитие мелкой моторики рук, т.к. это стимулирует развитие процессов мышления. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, мозаики, пирамидки и  игры с пуговицами.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти  игры для развития творчества детей.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

По словам В.Е. Бейсовой, И.В. Фоминой, И.В. Щербаковой развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет:

-          убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ;

-          снять умственную усталость;

-          улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка;

-          регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

-          совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

-          облегчить школьникам усвоение навыков письма;

-          выполнять трудовые действия.

Видимым  результатом выполнения упражнений по развитию мелкой моторики у детей является в первую очередь:

-     развитие положительных эмоций у ребенка;

-     развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;

-     создание условий для здоровьесберегающего обучения;

-     подготовка руки к письму.

 

Информационные источники:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Примерный комплекс игр по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

 

Кольцо

-     кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

-     то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

-     те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

 

Пальцы здороваются

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

 

Оса

-     выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

-     то же левой рукой;

-     то же двумя руками;

 

Человечек

-     указательный и средний пальцы «бегают» по столу;

-     те же движения производить пальцами левой руки;

-     те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);

 

Деревья

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

 

Сгибание-разгибание пальцев

-     поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

-     выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

-     выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

-     согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

-     выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

-     выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

 

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

Пальцы ложатся спать

Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 

Пальчики здороваются

Идут четыре братца

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

Здравствуй, большой! (с большим щепотью)

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Дружные братья

Ну-ка, братцы за работу,

Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).

Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),

Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),

А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),

А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),

А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

-     складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);

-     нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);

-     шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);

-     можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;

собирать различные мозаики;

-     занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

-     рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

-     рисование по точкам, пунктирным линиям;

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru