Меню

Периодизация развития речи (нормативы речевого развития)

Консультант рубрики: учитель-логопед высшей категории ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» Л.О. Кривощапова

 

 

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

От рождения до 6 месяцев

Уже к концу первого месяца по характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери, близкого человека. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки — появляется гуление. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш начинает повторять слоги, произносить целые «монологи».

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7—10 месяцев

Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6-7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, баба, дя-дя, а-тять и т.д. Закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет — повторение за взрослым и самолепет — собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к окружающему ребенка языку. Ребенок пользуется им для выражения своих желаний, заставляет обратить на него внимание. В этот же период возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого. Ребенок начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами (с 9 месяцев). В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки.

Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10—12 месяцев

К концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием обнимает и целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»). В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай — возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребенок в процессе общения просит, указывает, наказывает, требует и сообщает. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около 20 слов, в 2 года — 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5—10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, развивается самооценка, ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Многозначные слова отходят на второй план, значения слов приобретают предметную соотнесённость. Развивается связное, монологическое высказывание. Речь начинает становиться регулятором поведения.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Дошкольный возраст

В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. Словарный запас достигает к четырем годам 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.

В 4,5—5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. На седьмом году жизни ребенок установливает причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык становится предметом изучения.

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

 

Литература:

 

Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 96 с.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru