Меню

Нормативные стрессы семьи ребёнка дошкольного возраста

Консультант рубрики: педагог - психолог высшей категории ТОГБУ «Областная психолого - медико - педагогическая консультация», Т.Н. Переведенцева

 

 

Нормативные стрессы семьи — это те стрессы, которые переживает практически каждая семья. Перечислим нормативные стрессы, потрясающие семейные устои, и пути предотвращения трудных семейных ситуаций в эти периоды.

Первый стресс — свадьба

Тот факт, что свадьба является первым нормативным стрессом, необходимо знать всем молодым людям. Беременная невеста подвергает своего еще не родившегося малыша совершенно не нужному ему испытанию, а значит, при прочих равных факторах такой ребенок после рождения будет более беспокойным, чем малыш, зачатие которого произошло после свадьбы. После свадьбы многие женщины испытывают разочарование от несбывшихся надежд на внимание и заботу молодого мужа. От иллюзий молодоженов может избавить первый закон супружеской гармонии (А. С. Спиваковская), суть которого необходимо доводить до сведения молодой семьи вместе со словами: «Объявляю вас мужем и женой». Этот закон гласит, что мобилизация сил у мужчин происходит до свадьбы (необходимо завоевать ее), а у женщин — после свадьбы (необходимо создать условия для рождения малыша). Женщина-педагог, мать взрослой дочери, не могло понять, как мог так быстро измениться ее зять, который до свадьбы был мил, любезен и предусмотрителен с её дочерью и никогда не забывал принести цветы и конфеты будущей теще. После свадьбы произошла трансформация, и муж ее дочери совсем забыл о знаках внимания.

Второй стресс - рождение ребенка

Семья, не испытавшая первый нормативный стресс, рождение ребенка встречает с усиленным эмоциональным напряжением. Особенно это касается матерей, чья позиция в семейной структуре особым образом связана с ответственностью за жизнь и здоровье ребенка. Приведем характерный пример.

«Мы так и не зарегистрировали свой брак до рождения дочери. Сначала Дмитрий не особо настаивал на оформлении наших отношений, а потом, на последних месяцах беременности, и я не хотела свадьбы (какая из меня невеста с таким-то животам!). Мы договорились сыграть свадьбу после рождения ребенка, но на нас навалились такие заботы и переживания, что это решение отошло на последний план. Дмитрий, как мне кажется, забыл, что мы собирались пожениться. Сегодня нашей малышке уже исполнилось восемь месяцев, а для меня это событие не только радостное, но и горькое. Я не рассказывала Дмитрию о своих переживаниях, я надеялась, что он сам догадается о причине моего плохого настроения в последнее время».

Рождение ребенка по-новому перекраивает всю жизнь семьи. Членам семьи необходимо адаптироваться к рождению малыша, организовав жизнь в семье таким образом, чтобы не только его потребности удовлетворялись, но и удовлетворялись потребности всех остальных. Нужно договориться о том, кто и что будет делать, кто и за что будет отвечать (кто будет вставать к ребенку по ночам, кто будет гулять с малышом и т. п.). Огромное разочарование, например, может постигнуть молодых родителей в том случае, если они предполагали, что бабушка (дедушка) будет помогать ухаживать за ребенком, а в планах прародителей этого не было.

Третий стресс – определение ребенка в детский сад

Проблемы адаптации ребенка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Вот какими словами охарактеризовала ситуацию затянувшейся адаптации мама одной девочки 3.5 лет: «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!» «Ребенок идет в детский сад» — это не просто событие, это третий нормативный стресс для семьи. Надо понимать, что этот стресс так или иначе отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды («Воспитательница заставила в тихий час стоять в туалете» и т.п, ощущения («Музыкальный работник тряхнула так, что оторвала кисточки у меня на платье, мне теперь очень трудно заставить себя к кому-либо прикоснуться») и даже запахи («Для меня детский сад ассоциируется с запахом горелого молока» и т. п.).

Заметим, что чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между третьим и седьмым годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года), который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворенности. На таком неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Кроме этого, поступление ребенка в детский сад — это и своеобразный тест, помогающий определить — функциональная (здоровая) семья или дисфукциональная (нездоровая). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, семья в этот период своей жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке. Адаптация ребенка к детскому саду — это и процесс, и ре-зультат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Поскольку потребность в общении со сверстниками возникает у детей после четырех лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в детский сад мальчиков не ранее 3,5 — 5 лет, а девочек не ранее 3 — 4 лет.

Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду? Ответив на этот вопрос, мы еще до поступления ребенка в детский сад можем предположить, что у него возникнут трудности в процессе адаптации, а значит, и продумать систему профилактических или коррекционных мероприятий. При посещении детского сада неблагоприятное состояние преобладает у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей, зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета. Трудности при адаптации испытывают нервно-соматически ослабленные и часто болеющие дети; дети, имеющие нервно-психические нарушения; единственные и поздние дети; дети, которые привыкли к исключительному вниманию в семье; дети с проблемами общения; излишне подвижные (гиперактивные); излишне медлительные (заторможенные) и эмоционально неустойчивые дети.

Необходимо обратить внимание на детей, которые адаптируются к детскому саду, используя весь резерв своего психологического здоровья. Очень распространена ситуация, когда ребенок исключительно хорошо ведет себя в детском саду и производит впечатление отлично адаптированного. Однако , выйдя за ворота детского сада, часто даже не дойдя до дома, ребенок трансформируется из «хорошего» в «плохого», не желает слушаться, подчиняться, руководствоваться разумными доводами и т.п. «Ребенка как подменили», — замечают родители, а педагоги удивляются. Дети с таким контрастным поведением дома и в детском саду находятся в группе риска по появлению невротических реакций, зачастую переходящих в невротическое состояние и в невроз как заболевание. Педагог, проработавшая в детском саду не один десяток лет, вспоминает о том, как ее собственная дочь привыкала к детскому саду.

«Я сама в детский сад ходила со слезами. Детский сад для меня ассоциируется с моим порванным рисунком. Я левша, а меня заставляли рисовать правой рукой, и мои рисунки, нарисованные левой рукой, воспитательница рвала на мелкие кусочки. Когда мы с мужем привели нашу дочку в детский сад, то муж увидел мою воспитательницу (мы с моим мужем знакомы с детства) и предложил мне к ней подойти. Я отказалась наотрез, я ее ненавижу! Моя дочь эмоциональная и чувствительная, я очень переживала, как она будет ходить в детский сад. Оказалось все замечательно, в детском саду моя дочка стала просто идеальным ребенком. Однако дома девочка вела себя непонятно для меня: она рыдала в буквальном смысле слова. Это уже стало привычкой: мы выходим из детского сада, и моя девочка начинает горько плакать. Иногда дома она успокаивалась, а иногда рыдания продолжались в течение некоторого времени».

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.

Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации? Ребенок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношения со сверстниками и педагогами. Назовем особенности родителей, мешающие детям адаптироваться к детскому саду. Прежде всего, это конфликтность. В поведении таких родителей можно отметить нетерпимость к чужому мнению, агрессивность, подозрительность и настороженность. Следующей особенностью родителей детей с проблемами адаптации является их необщительность. В крайнем варианте это звучит как семейный девиз одной мамы, оба сына которой плохо адаптировались в детском саду: «Мы ни с кем не общаемся и нам никто не нужен!» Дети таких родителей отличаются неуверенностью и нерешительностью.

Можно отметить и такую особенность родителей трудно адаптируемых детей, как дефекты воспитания. Это родители, которых необходимо довоспитывать, родители, отличающиеся психолого-педагогической некомпетентностью и неграмотностью. Обращают на себя внимание пожилые родители (после 40 лет) с тревожно-мнительной фиксацией на проблемах адаптации своего единственного чада. Одна такая мама терроризировала воспитателей проверками режима проветривания младшей группы детского сада, где находилась ее единственная дочь. Ежедневное наблюдение эта мама вела из окна своего дома при помощи бинокля.

Что отличает педагогов дошкольного образовательного учреждения, в группе у которых дети испытывают трудности адаптации?

Выделим особенности организации работы дошкольного учреждения и основные особенности личности педагогов. Прежде всего, это отсутствие свободного режима дошкольного учреждения, что не позволяет учесть индивидуальные предпочтения ребенка и отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов. Затрудняет адаптацию детей работа разных педагогов с одной группой детей, большая наполняемость групп в детском саду, что неизбежно создает высокий шумовой фон. Эмоциональное выгорание, снижение эмпатии и невротизация педагога (после 10— 15 лет работы) ведут к появлению таких черт, как доминантность и авторитарность. Все это, а также недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей, усиливает проблемы адаптации детей. Кто или что может препятствовать адаптации ребенка в детском саду?

Мама, бабушка или, например, приходящая няня (реже отец или дедушка) могут препятствовать, и довольно успешно, процессу адаптации. Ведь если ребенок хорошо адаптируется в детском саду, то отпадет необходимость в их неустанной заботе, а няня так и вообще лишится работы. Педагог также может препятствовать адаптации ребенка к детскому саду, если этот ребенок (или его родители) кажутся неугодными педагогу, лишними в группе детского сада.

Психологическая несовместимость ребенка и педагога (по психофизиологическим и личностным качествам) также может выступать фактором, препятствующим нормальному протеканию процесса адаптации.

План психолого-профилактических и коррекционных мероприятий по проблемам адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

1. Педагогам необходимо заранее познакомиться с родителями своих будущих воспитанников (выяснить индивидуальные особенности, привычки и особенности развития будущего воспитанника), постараться произвести на них благоприятное впечатление (первое впечатление может быть настолько сильным, что все последующие усилия будут напрасными).

2. Заведующая должна так организовать работу дошкольного учреждения, чтобы социально-психологическая сфера общения детей была оптимальной, а работа педагогических кадров постоянной (частая сменяемость воспитателей неблагоприятно сказывается на адаптации детей, поскольку им приходится привыкать к новому человеку). Кроме того, заведующая должна способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам адаптации детей в детском саду.

3. Старшему воспитателю необходимо организовать наблюдение педагогов за процессом адаптации, определить четкие критерии, на которые можно ориентироваться при оценке результата адаптации. Способствовать повышению чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации.

4. Родителям необходимо обращать внимание на состояние здоровья ребенка, на то, как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми, и на то, как сформированы навыки предметной и игровой деятельности. Приблизить время сна, прогулки и приема пищи в семье к режиму детского сада, познакомить ребенка с детским садом и с воспитателями. Не планировать во время адаптационного периода процедур, которые могут испугать ребенка (стрижка волос, уколы и т.п.). Кроме того, родители должны быть готовы к кратковременному посещению ребенком детского сада (1 — 3 часа), к нахождению с ребенком в детском саду кого-то из близких людей. Если ребенку трудно расставаться с матерью, лучше, если отец возьмет на себя обязанность отводить ребенка в детский сад. Исключить долгие прощания с обеспокоенным выражением лица — это вызывает закономерную тревогу у ребенка и уверенность, что в детском саду с ним может случиться что-то плохое. Помнить, что дети дошкольного возраста очень чутко улавливают эмоциональное состояние своих родителей и соответственно на него реагируют.

5. Педагогам по возможности нужно сохранять в период адаптации привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат общим нормам и правилам (покачать на руках, дать пустышку и т.п.). Чтобы снизить внутреннее напряжение у детей, организовывать подвижные эмоционально насыщенные игры.

6. Медицинским работником необходимо организовать профилактические мероприятия по укреплению здоровья детей и предотвращению простудных и инфекционных заболеваний.

Четвертый стресс- определение ребенка в школу

Членам семьи опять необходимо договариваться о том, кто будет отводить ребенка в школу, и кто будет встречать его. Кто будет помогать делать уроки и надо ли помогать? Надо ли сидеть с ребенком рядом, пока он делает домашнее задание? Эти и другие вопросы необходимо решить всеми членами семьи сообща.

После поступления ребенка в школу можно выделить следующие нормативные стрессы:

  • Вступление в подростковый возраст.

  • Поступление в институт.

  • Начало работы.

  • Замужество, женитьба детей.

  • Рождение внука.

  • Уход на пенсию.

Переживание последнего нормативного стресса у бабушек и дедушек может совпадать, например, с дошкольным возрастом единственного ненаглядного внука. Нетрудно догадаться, что все силы, вся любовь, все время, освободившееся от работы, потоком хлынут на малыша. Всегда ли это хорошо для ребенка, для семьи? Отвечать на этот вопрос нужно, исходя из состояния психического здоровья ребенка.

 

 

 

 

 

Памятка для педагогов и родителей

Нормативные стрессы семьи

 

  1. Необходимо знать, что есть периоды, в которые каждой семье трудно справиться с навалившимися на нее проблемами. Это десять нормативных стрессов семьи: свадьба; рождение ребенка; определение ребенка в детский сад; определение ребенка в школу; вступление в подростковый возраст; поступление в институт; начало работы; замужество, женитьба детей; рождение внука; уход на пенсию.

  2. В период нормативного стресса семья нуждается в дополнительной психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения.

  3. Семья, состоящая из нескольких членов семьи разного возраста, может испытывать одновременно несколько нормативных стрессов (уход на пенсию бабушки, подростковый возраст старшего ребенка, поступление в детский сад младшего ребенка и т. п.).

  4. В период нормативного стресса семья может оказаться психологически нездоровой (дисфункциональной), а после прохождения трудного периода вернуться в состояние здоровой семьи (функциональной)

 

 

Информационные источники:

 

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, со­циологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,2002.

  2. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. "Психология семьи:
    жизненные трудности и совладание с ними", М. 2010

  3. psychologi.net.rusemeynaya/kryukova.html

  4. rudocs.exdat.comdocs/index-48471.html…

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru