Меню
Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Категория: Для родителей
На приеме у логопеда:
Консультант рубрики: учитель-логопед
ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация»
М.А. Кривенцева
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько хорошо человек отражает пространственно-временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.
Анализ работы с детьми с речевой патологией позволил выявить, что у таких детей происходит отставание в формировании восприятия пространства и времени и ориентировки в нем, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Дошкольники с тяжёлой речевой патологией часто путаются в названии дней недели, названиях месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток, слабо владеют временной терминологией, например «сегодня», «завтра», «вчера». У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой), непонимании пространственных отношений между предметами.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому – у дома», «в столе – на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».
Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовершенного вида («Я делал домашнюю работу – Я сделал домашнюю работу»).
Ориентирование в схеме собственного тела – наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.
«Верх – низ»
¾ Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.
¾ Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
¾ «Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
¾ «Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.).
«Спереди – сзади»
Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.
Примеры упражнений:
¾ Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
¾ «Скажи, где?». Педагог (родитель) дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
¾ «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т.д.).
¾ «Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т.д.).
¾ «Совмещение понятий». Педагог называет (показывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она находится: лицо – вверху спереди, пятки – внизу сзади и т.д.
«Право – лево»
Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы).
Примеры упражнений.
¾ Назови и покажи правые и левые части тела.
¾ Игры с мячом (начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом об пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и т.д.
¾ Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
¾ «Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т.д.).
¾ «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.
¾ «Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.д.
¾ «Совмещение понятий». Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.
При формировании ориентировки в окружающем пространстве учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади – спереди», «вперед – назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху – внизу», «сверху – снизу», «над – под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с речевыми нарушениями в развитии является неспособность овладеть понятиями «слева – справа», «левый – правый», «лево – право».
Задания и упражнения
¾ Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради – слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа – ручку.
¾ Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
¾ На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
¾ Сидя за столом, определить его правый и левый края.
¾ Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку.
¾ Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
¾ Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
С временными представлениями детей с речевой патологией необходимо знакомить поэтапно, в следующем порядке:
¾ Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
¾ Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
¾ Дать общие представления о временах года.
¾ Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
¾ Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
¾ Называть времена года, знать их отличительные особенности.
¾ Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
¾ Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
¾ Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
¾ Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час).
Рекомендации к проведению упражнений
Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с тяжёлой речевой патологией необходимо «показать» время. Его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта.
Знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно с опорой на наглядные пособия, дидактические игры.
Рекомендуется начинать знакомство с понятием времени темой «Части суток. Сутки». Сначала вводится понятие «день – ночь», затем «день – вечер, ночь – утро», «утро – день – вечер – ночь». И лишь потом делается обобщение о том, что такое сутки. Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображена деятельность людей в дневное и ночное время или состояние природы и явления. Затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребёнка в разное время суток и затем – четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток.
Рассматривание картин сопровождается пояснениями взрослого.
¾ В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия, можно играть, гулять, дневной сон. Что, ты делаешь днём?
¾ Ночью темно. Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью? (Сплю).
¾ Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером? (Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
¾ Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что, ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад).
Целесообразно поиграть в игры:
¾ «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображённой на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить или назвать время.
¾ «Разложи картинки по порядку» (выкладывание последовательности событий).
¾ «Назови соседей».
Рекомендуемые стихотворения:
Утро
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
День
Солнце в нее высоко .
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
Ночь
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
По мере усвоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя. Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет своё название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен.
Для этого предлагаем провести с детьми следующую беседу, которая поможет уточнить представление о днях недели, смысле их названия:
Педагог помогает детям называть дни недели, побуждая прислушиваться к словам; подводит к объяснению тех названий, происхождение которых понятно: вторник – второй; среда – средний, середина; четверг – четвёртый; пятница – пятый.
Смысл слов «понедельник», «суббота», «воскресенье» объясняется так: «понедельник» – первый «по недели», по ходу недели; «суббота» – «саббат», что в переводе означает «день отдыха»; выходной день связывают с Воскресением Иисуса Христа.
Для запоминания дней недели можно также использовать графическую модель с цветным изображением, разучивать стихотворения, поиграть в игры:
¾ «Найди пару»
¾ «Найди соседей»
¾ «Чья неделька быстрее соберется».
Рекомендуемые стихотворения:
Как запомнить дни недели (считалка)
– Подскажите – ка нам, звери,
Как запомнить дни недели?
Первый – ПОНЕДЕЛЬНИК,
Зайка – рукодельник
За ним приходит ВТОРНИК,
Соловей – задорник.
За вторником – СРЕДА
Лисичкина еда
За средой – ЧЕТВЕРГ,
Волк глазами сверк!
За четвергом к нам ПЯТНИЦА
Колобком катится.
За пятницей СУББОТА,
Баня у енота.
За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Целый день у нас веселье.
Кто не знает – выходи!
Кто не знает – тот води!
Представления о месяце можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.
¾ Работа с пословицами и поговорками /Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина/.
¾ Знакомство с литературными произведениями: сказка С. Маршака « 12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».
¾ Дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?».
Рекомендуемые стихотворения:
Времена года
Первой к нам ЗИМА идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой – второй – ВЕСНА.
Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой ОСЕНЬ…
Лес наряд свой сбросил.
Таким образом, формирование временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи проводим с помощью различных моделей времени и сюжетных картинок. Обучение в ориентировке во времени и пространстве проводится опираясь на личный опыт ребенка. Поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.
Умение регулировать и планировать свою деятельность является основой для развития таких качеств личности как собранность, организованность, точность. Эти качества будут необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Версия для слабовидящих