Меню

Ум на кончиках пальцев

На приеме у логопеда:

Консультант рубрики: учитель-логопед

ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация»

М.А. Кривенцева

 

 

Ум на кончиках пальцев

(развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста)

 

Познание окружающего мира ребёнком происходит посредством различных анализаторов, где тактильные ощущения играют главенствующую роль. Именно они помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи. По мере развития тонких движений пальцев рук у ребёнка появляется артикуляция звуков.

Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Почему так происходит? Дело в том, что рука имеет самое огромное количество нервных окончаний в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Следовательно, уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и готовности к школьному обучению в целом.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с 6-7 месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями - держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту (5-7 лет) ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить.

 

Игры и упражнения в домашних условиях

¾      Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

¾      С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

¾      Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

¾      Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

¾      Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

¾      Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

¾      Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

¾      И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

В возрасте от 2 месяцев до года хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут.


«Сорока – белобока»

Сорока, сорока,

Где была? - Далеко!

Кашку варила,

На стол становила.

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому малины,

Этому калины,

А этому шишек,

Шишек - под носок!

Шуг-шуг! Полетели,

На головку сели,

Песенки запели!

 

 

 

«Ладушки»

Ладушки, ладушки!

Где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

Пили простаквашку!

Полную чашку!

Ели понемножечку!

За маманю ложечку!

За папаню черпачек!

И в постельку на бочек!

Эх! Ладушки, ладушки!

Здорово у бабушки!

 

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодает, забодает, забодает!

 

 

 

В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:


«Белочка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 

 

 

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 

 

В возрасте 3-5 лет вы также продолжаете выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, но увеличиваете время до 10 минут. Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится.

 

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

 Маленькие гномики:

 

 

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

 

Микки умница был,

Всем водичку носил.

 

 

 

«Варим компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

 

(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

 

 

 

В 6 – 7 лет с детьми разучивайте пальчиковые игры более сложные, где смена движений пальцев рук необходима на каждой строке стихотворения:

 

«Гроза»

Капли первые упали,

 

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце!

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

 

 

 

«Домик»

Под грибом - шалашик-домик,

 

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,  изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

 

 

 

 

 

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru