Меню

Развитие тактильно-двигательного восприятия моторной сферы у детей с проблемами в развитии

Консультант рубрики: 

учитель-дефектолог

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической

диагностики и консультирования»

Бородулина О.В.

 

 

            Множественные нарушения у детей часто сопряжены с поражением сенсорных и двигательных систем. Дети не в состоянии воспринимать и реагировать на окружающую среду, выстраивать взаимодействие осваивать эту среду. Особенности моторного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности ряда функций. У детей с ОВЗ кисти рук малоподвижны и напряжены, движения скованные и несогласованные. Они иногда не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Многие дети неправильно держат ложку в руке, с трудом рисуют кисточкой, карандашами, не умеют пользоваться ножницами, некоторые не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Развитие сенсомоторной координации движений рук, и в частности, мелкой моторики связано с развитием мышления и речи. Движения ребенка через использование в играх сначала одной руки или ноги, затем другой, затем обеих руки или ног одновременно и потом каждой руки или ноги поочередно способствуют развитию межполушарного взаимодействия.

Работа по развитию тактильных ощущений включает:

 - развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, щекотания, пальчиковые игры;

 - развитие тактильной чувствительности в играх по физическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной и пр. поверхности;

 - развитие тактильной чувствительности в играх с предметами из разных форм и текстуры, использование «полосы препятствий», где прячется какая-то игрушка;

- обучение удерживанию, захватыванию предмета;

- обучение игровым действиям на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек и др. игрушек;

- обучение играм с водой, песком, натуральными предметами;

 - обучение играм по лепке из пластилина, муки, глины, снега;

 - рисование картин и предметов пальчиками, ладошками, ножками;

 - развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий-твердый, пушистый-гладкий, горячий-холодный, маленький-большой и пр.

Пальчиковые игры условно делятся на: игры без предметов и игры с предметами. В игровых упражнениях без предметов важное место занимает игровой момент, т.к. привлекает ребенка действовать своими пальчиками, например, игра «Котята» – сжать пальцы в кулачок и разгибать по одному. Один котенок пьет молочко. Оно такое вкусное, что идет еще один котенок. Два котенка пьют молочко. Оно такое вкусное, что идет еще один котенок. Примером пальчиковых игр с использованием атрибутики служит пальчиковый театр. В пальчиковых играх с предметами можно использовать мелкие волчки, прищепки, шнуровки, замочки и т. п. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

С традиционной пальчиковой гимнастикой целесообразно сочетать элементы массажа и самомассажа. Достаточно хороший эффект дает массаж и использование массажных мячей-валиков и предметов, предназначенных для стимуляции тактильной чувствительности. Во время массажа происходит снятие напряжения мелких мышц кистей рук. С этой целью используются приемы поглаживания, разминания, растирания, легкая вибрация, похлопывание. Примером могут являться игры с проговариванием для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Сорока» (проговаривая, производим поглаживания ладошки ребенка, поочередно растираем пальцы). После массажа ладошек можно переходить к более сложным упражнениям, в которых необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки, движения должны быть энергичными. Во время упражнений можно использовать грецкие орехи, бусинки.

Для развития восприятия детей с ОВЗ, специалисты используют сенсорную комнату, которая способствует достижению релаксации, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы ребенка. Сенсорная комната (комната психоэмоциональной коррекции) - это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать проблем в обучении и адаптации в жизни.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru