Меню

Трудности в обучении чтению и письму

Консультант рубрики: Пфлаумер Г.В. учитель-логопед

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

 

 

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Эти сложнейшие навыки объединяют в себе все высшие психические функции.

Все чаще можно услышать в адрес нарушения чтения и письма термины «дисграфия» и «дислексия». Что же такое «дисграфия»? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. У таких детей чаще страдает пространственная ориентация, ориентировка во времени. Им свойственны повышенная утомляемость. 

Важно понимать, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду. Зачастую необходима и консультация психолога.

Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии, специфичны (они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.

Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.

1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).

2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия):

- парные звонкие и глухие согласные;

-лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю

- заднеязычные согласные К, Г, Х

- сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ

- свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ

- аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С

3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).

4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.

5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».

6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

7. Отсутствие обозначения границ предложения.

8. Аграмматизмы (нарушение связи слов: согласования и управления).

9. При чтении ребенок не понимает смысла прочитанного; не может пересказать только что прочитанный материал.

10. Пытается угадать слово по первым буквам.

11. Читает очень медленно, по слогам, монотонно, допускает множество ошибок.

12. Ребенок не замечает полей тетради, (съезжает со строки), границ фраз, смешивая все в единое целое.

 

Советов по устранению данных нарушений на сегодня великое множество, но начать хочется все-таки с самого главного:

– Систематичность в работе со специалистами, а так же при выполнении домашних заданий.

- Вашему ребенку очень полезны всевозможные способы развития мелкой моторики рук, активизирующие работу различных участков головного мозга (в том числе и речевых центров).

- Различные речевые игры, которые помогут усвоить как буквенно-слоговой состав слова, так и написание таких слов. Например: назови слово на букву М.

- Следите за режимом дня ребенка. А так же за его регулярными прогулками и отдыхом. Так же необходимо выделить игровую деятельность у младших школьников. Игра «будет уходить постепенно», и в первые годы обучения ребенок продолжит играть.

- Необходимо чередовать нагрузки интеллектуальные с физическими.

 

 

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru