Меню
Речевая готовность ребенка к школе
- Категория: Для родителей
Консультант рубрики: Маликова Е.А. учитель-логопед
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Перед ним открывается мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Школьное обучение предъявляет новые требования к речи ребенка, его вниманию, памяти.
Речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.
При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Родителям необходимо учитывать критерии развития речи, осознавать важность речевого окружения ребенка, и при необходимости обратиться к специалисту. Ведь время, благоприятное для развития речи – это дошкольный возраст, после семи лет устранить какие - либо недостатки бывает очень сложно.
Речь включает в себя несколько компонентов:
- звукопроизношение;
- слоговая структура слова;
- фонематические процессы;
- лексический строй;
- грамматический строй;
- связная речь.
Таким образом, к началу поступления ребенка в школу все компоненты речевой системы должны быть достаточно сформированы.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программного материала общеобразовательной школы. В начальных классах это препятствует овладению письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
1.Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
2. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
3. Не ругать ребенка за неправильную речь;
4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
5. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
6. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и подростками.
И, наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Версия для слабовидящих