Меню

Причины деструктивного поведения подростков. Пути их устранения

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог ТОГБУ «Центра психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования», А.К. Ковалева

 

Причины деструктивного поведения подростков. Пути их устранения

 

«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.

 

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

 

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных подростков.

Первая группа. Подростки, впервые совершившие проступок, или так называемые «случайные» нарушители. Их предшествующее поведение характеризуется обычно равнодушным отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще всего проступок они совершают под влиянием внезапно возникшей конфликтной «случайные» нарушители либо постоянно находились под жестоким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости, или в учебном заведении, где они учатся, из- за трудности в учении сложилась конфликтная ситуация.

  • Таких подростков необходимо обязательно включить в деятельность коллективов учебных групп, внегрупповых и внеучебных профильных объединений с учетом их интересов, способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору).
  • Воспитательная работа с такими подростками строится на положительных примерах(из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения и его последствий.
  • Следует им помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовывать специальные занятия во внеучебное время).
  • Надо установить постоянный контроль за такими детьми, но он не должен быть жестоким.
  • Важно помочь подросткам найти друзей, соответствующих их темпераменту и способных на них положительно воздействовать.

Вторая группа. Подростки, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушны относятся к учебной деятельности, среди этих подростков наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.

  • С такими подростками и следует начинать работу с установления жесткого систематического контроля со стороны взрослых.
  • Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния посредством подбора общественного воспитателя, который должен особое внимание сосредоточить на повышении роли коллектива, где учится подросток, и определении содержания досуговой деятельности последнего.
  • Надо поощрять положительные моменты в поведении педагогически запущенных учащихся, постоянно держать в поле зрения все виды их связей с микросредой.

Третья группа. Подростки, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в учебном заведении и вне его, лживости, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков.

  • С этими учащимися необходимо построить работу таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним.
  • Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми объединениями подростков, для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная деятельность.
  • Поощрять подростка следует только тогда, когда данное ему общественно полезное поручение выполнено до конца.

Четвертая группа. Подростки, характеризующиеся устойчивой антиобществе6нной направленностью. К их числу относятся те подростки, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и воспитателями барьер недоверия и даже враждебности.

  • Каждому воспитателю надо быть более настойчивым в перестройке его отношения к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания должны помочь подростку почувствовать необходимость общения с наставником.
  • Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка за кругом их общения.
  • С начального этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы подросток накапливал положительный опыт.
  • Если же он не поддается воспитательному воздействию со стороны всех организаторов воспитательной работы с ним, то следует поставить вопрос о его направлении в специальное учебное учреждение.

Как вести себя с агрессивным ребенком?

1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.

2. Санкция должна соответствовать поступку.

3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.

4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.

8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.

9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.

10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.

11. Дайте понять ребенку, что он любим.

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru