Меню
Речевая карта обследования ребенка с ФФН
- Категория: В помощь учителям-логопедам
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
I. Анкетные данные ребенка.
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
II. Анамнез.
Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность
(нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
________________________________________________________________________________
Прочее_________________________________________________________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие.
Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).
Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году),
первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).
Перенесенные заболевания ___________________________________________________________
IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов ).
Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________
Логопедическое обследование
V. Моторная сфера.
1. Состояние общей моторики.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Состояние мелкой моторики.
_____________________________________________________________________________
3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)
Вывод: ______________________________________________________________________________
VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.
Губы ________________________________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)
Зубы ________________________________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Прикус _________________________________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)
Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо____________________________________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык _______________________________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )
Подъязычная связка _____________________________________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)
Тонус языка ____________________________________________________________________________
(норма, повышен, понижен …)
Саливация________________________________________________________________________
(норма, повышенная …)
Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________
( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)
характер голоса _________________________________________________________________________
(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)
Вывод: _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
VII. Состояние звукопроизношения
Звуки |
Воспроизведение звука |
|
изолированно |
в речи |
|
Свистящие
|
|
|
Шипящие
|
|
|
Звуки [л], [л ?] |
|
|
Звуки [р], [р ?] |
|
|
Прочие звуки |
|
|
Дифференциация звуков
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения)
VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.
С 5 лет
Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________________ вы – ви – вы __________________
ко – го – го ____________________ ма – мя – мя __________________
бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё ____________________
Различение слов со сходным звуковым составом:
уточка - удочка ____________________ бочка – почка ________________________
коза – коса ______________________ мышка – мишка _____________________
рак – лак ________________________ корка – горка ________________________
Определение звука в ряду других звуков __________________________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )
Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):
Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!_____________________________________________
Вымыли мышки миски для мишки.___________________________________________________
Заржавел железный замок._________________________________________________________
Лара у Вали играет на рояле._______________________________________________________
С 6 лет
Назови первый и последний звук в словах:
Кот ________ , дом ____________ , утка _______________.
Вывод: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
IX. Слоговая структура слова.
Произношение слов со сложной слоговой структурой:
сковорода ______________ милиционер _______________
аквариум _______________ велосипед ________________
Повторить предложения:
Милиционер стоит на перекрестке _______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _______________________________________
Ребята слепили снеговика______________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
X. Состояние лексической стороны речи.
Название предмета и его частей:
Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________
Машина (кабина, кузов, колеса …) _______________________________________________
Употребление обобщающих слов:
С 5 лет
овощи _________ мебель _________________ домашние животные _______________
фрукты _______ посуда _________________ дикие животные _______________
одежда _______ обувь __________________
С 6 лет
транспорт ______ профессии ____________ бытовые приборы _______________
ягоды________ насекомые _______ Продукты питания ______________
Называние детенышей животных и птиц:
кошка ______________ овца _________________ белка__________________
корова ____________ свинья _________________ гусь __________________
собака ____________ медведь ______________ утка __________________
коза ______________ лиса __________________ курица___________________
лошадь ___________ заяц _________________
Кто где живет?
Медведь _____________ лиса ______________ белка __________________
птица ______________ собака __________________
Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)
Солнце (какое?)________________________________________________________________
Апельсин (какой?)______________________________________________________________
Лиса (какая?)_________________________________________________________________
Облака (какие?)________________________________________________________________
Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.
(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)
веселый ___________ друг ________________ говорить _______________
широкий __________ шум ________________ ссориться ______________
большой __________ больной ____________ радоваться _____________
злой _____________ свет _______________ спать __________________
сладкий __________ сухой ______________ хвалить ________________
Вывод: __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
XI. Состояние грамматического строя речи.
Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.
карандаш____________ огурец ____________ утёнок____________
глаз _______________ дом ____________ перо______________
стакан____________ рукав _____________ стул _____________
стол ______________ окно_______________ рот______________
Родительный падеж мн. числа им. сущ-го
Чего (кого) много в лесу? ___________________________________________________________
Чего много в детском саду? ________________________________________________________
Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
нос ____________ ведро _______________ диван ________________
глаз ____________ птица _____________ вишня ________________
рука____________ стул ______________ утка _________________
голова__________ диван ______________ сумка_______________
Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.
1 мяч 1 елка 1 яблоко
2 _________ 2 _____________ 2 ________________
5 _________ 5 _____________ 5 ________________
Употребление предлогов.
простые ___________________________________________________________________
сложные ___________________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных.
С 5 лет.
Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________
С 6 лет
Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________
___________________________________________________________________________
Образование относительных прилагательных.
Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________
Салат из моркови, капусты _______________________________________________
Компот из клубники, яблок________________________________________________
Дом из соломы, камня ___________________________________________________
Стол из дерева, стекла__________________________________________________
Образование глаголов при помощи приставок.
Ехал ______________________________________________________________________
Летел ______________________________________________________________________
Лил ________________________________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XVI. Состояние связной речи.
(обязательно записывать образцы детских рассказов)
Составление рассказа по картине
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картин
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Пересказ
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна)
Логопедическое заключение:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата ________________ Логопед _______________________
Версия для слабовидящих