Меню

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________

II. Анамнез.

Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность  (нормально, токсикоз, хронические  заболевания, инфекционные  заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________
Роды  (в срок, нормальные, досрочные,  быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
_________________________________________________________________________________
Прочее__________________________________________________________________________

 
III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3  мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые  слова _____(N к1 году),    первые  фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные  заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________
 

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________
Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________
(правая, левая  рука, синхронно)

«Кулак – ребро - ладонь» ______________________________________________________
Соединить пальца рук  «Пальчики здороваются» __________________________________
Ведущая рука ________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Мимика.

Нахмурить брови ______________________________________________________________

Наморщить лоб _______________________________________________________________

Прищурить глаз _______________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________

 

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

 

 

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

 

Губы ___________________________________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

Зубы ___________________________________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Прикус _________________________________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо____________________________________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык __________________________________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

Саливация________________________________________________________________________

(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип  физиологического и речевого дыхания _________________________________________________

( верхнеключичное, грудное,  диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

Вывод: _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

VII. Состояние звукопроизношения.

Звуки
   

Воспроизведение звука

изолированно
   

в речи

Свистящие

   

   

Шипящие

   

   

Звуки [л], [л ?]
   

   

Звуки [р], [р ?]
   

   

Прочие звуки
   

   

Дифференциация звуков

   

   

Вывод: _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

фонематические (замены, смешения);   фонетические (искажения)

VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.

С 5 лет

Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):

да – та – та __________________              вы – ви – вы  __________________

ко – го – го ____________________             ма – мя – мя __________________

бу – бу – пу ____________________            нё – но – нё  ____________________

Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка - удочка ____________________            бочка – почка ____________________

коза – коса ______________________                мышка – мишка ___________________

рак – лак ________________________               корка – горка _____________________

Определение звука в ряду других звуков _________________________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )

 

Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!____________________________________________________

Вымыли мышки миски для мишки.____________________________________________________________

Заржавел железный замок.___________________________________________________________________

Лара у Вали играет на рояле._________________________________________________________________

С 6 лет

Назови первый и последний звук в словах:

Кот ________ , дом ____________ , утка _______________.

 
Вывод: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
 

IX. Слоговая структура слова.

Произнесение слов различной слоговой сложности (в соответствии с классификацией Марковой)

Проговаривание  за  логопедом и самостоятельно (по картинкам)___________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Повторить предложения:

Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу _____________________________________________

Ребята слепили снеговика_____________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.)

 
X. Состояние лексической стороны речи.

 
Название предмета и его частей:

Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________

Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________

Машина  (кабина, кузов, колеса …) _______________________________________________

 
Употребление обобщающих слов:

С 5 лет

овощи _________     мебель _________________   домашние животные _______________

фрукты _______     посуда _________________   дикие животные         _______________

одежда _______     обувь __________________

С 6 лет

транспорт ______     профессии ____________   бытовые приборы  _______________

ягоды________           насекомые  _______           Продукты питания ______________

Называние детенышей животных и птиц:

кошка ______________             овца _________________            белка__________________

корова ____________               свинья  _________________         гусь __________________

собака  ____________              медведь  ______________            утка     __________________

коза ______________               лиса __________________          курица___________________

лошадь ___________               заяц  _________________

Кто где живет?

Медведь _____________           лиса ______________   белка __________________

птица ______________            собака __________________

Кто как кричит?

корова ______________                                        лягушка ______________

утка __________________                                   кошка_________________

собака ______________                                       воробей ______________

Кто как передвигается?

змея    ______________                                         заяц _____________________

бабочка ____________                                         собака____________________

рыба ______________                                         птица __________________

Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)

Солнце (какое?)________________________________________________________________

Апельсин (какой?)______________________________________________________________

Лиса (какая?)_________________________________________________________________

Облака (какие?)________________________________________________________________

Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

(с 5 лет)                                          (с 6 лет)                                      (с 6 лет)

веселый ___________               друг ________________          говорить _______________

широкий __________               шум ________________          ссориться ______________

большой __________               больной ____________           радоваться _____________

злой _____________               свет _______________          спать __________________

сладкий __________              сухой ______________          хвалить ________________

Вывод: _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


XI. Состояние грамматического строя речи.

Обследование понимания предложных конструкций с обозначением места.

Покажи картинку:

в пенале карандаши ___________       на пенале карандаши ________________

карандаши за пеналом _________       карандаши перед пеналом ____________

Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.

карандаш____________                   огурец ____________                  утёнок____________

глаз _______________                     дом ____________                       перо______________

стакан____________                       рукав  _____________                стул _____________

стол ______________                      окно_______________                рот______________

Родительный падеж мн. числа им. сущ-го

Чего (кого) много в лесу? ___________________________________________________________

Чего много в детском саду? ________________________________________________________

Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

нос ____________                   ведро  _______________                   диван ________________

глаз ____________                  птица _____________                      вишня ________________

рука____________                  стул ______________                       утка _________________

голова__________                   диван ______________                      сумка_______________

 

Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.

1 мяч                               1 елка                                 1 яблоко

2 _________                  2 _____________              2 ________________

5 _________                 5 _____________               5 ________________

Употребление предлогов.

простые ___________________________________________________________________

сложные ___________________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных.

С 5 лет.

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________

С 6 лет

Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________

___________________________________________________________________________

Образование относительных прилагательных.

Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________

Салат из моркови, капусты _______________________________________________

Компот из клубники, яблок________________________________________________

Дом из соломы, камня ___________________________________________________

Стол из дерева, стекла__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок.

Ехал ______________________________________________________________________

Летел ______________________________________________________________________

Лил ________________________________________________________________________

 
Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


XII.     Состояние фразовой речи.

Составление предложений по опорным словам.

Составить предложение со словами девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами ______________________________________
_____________________________________________________________________________

 
Составить предложение по отдельным словам, расположенными в беспорядке.

на, Саша, лыжах, катается____________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел______________________________________________________

 

Вывод: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена, нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм (нарушения сочетаемости слов: согласование, управление)

 
XIII.      Состояние связной речи.

(обязательно записывать образцы детских рассказов)

 
Составление рассказа по картине

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)
__________________________________________________________________________________


Составление рассказа по серии картин

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)

___________________________________________________________________________________

 
Пересказ

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
___________________________________________________________________________________

 

Вывод: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна)
 
Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________

Дата ________________                                        Логопед _______________________

Версия для слабовидящих

 

 

г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 6

Телефон: 8(4752) 728463

centerpmpk@obraz.tambov.gov.ru